Список форумов Форум Баптисты Петербурга
Добро пожаловать на форум евангельских христиан-баптистов г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Великий пост.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Баптисты Петербурга -> Моя жизнь во Христе
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Поститесь ли Вы этим Великим постом?
да, соблюдаю пост полностью
0%
 0%  [ 0 ]
лишь частично, так как не могу соблюдать пост по состоянию здоровья или иной уважительной причине
66%
 66%  [ 2 ]
не пощусь, потому что не вижу смысла в соблюдении поста
33%
 33%  [ 1 ]
Всего голосов : 3

Автор Сообщение
Мария Травкина



Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 260
Откуда: Ленинградская обл., п. Кузьмоловский

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:16 pm    Заголовок сообщения: Великий пост. Ответить с цитатой

Сейчас идёт первая неделя Великого поста. Пост есть время сугубой молитвы и покаяния. Думаю, негоже в это время тем, кто постится, участвовать в слишком горячих форумских дискуссиях - поэтому мои уважаемые оппоненты (и единомышленники), думаю, поймут меня, если я уйду с форума до Пасхи - ибо не получается говорить спокойно. Прошу простить меня, если кого задела или обидела - ничего личного, просто я тоже человек и могу ошибаться...
О Великом посте - маленькая заметка:

15 февраля - начало Великого поста.

Дата начала Великого поста зависит от даты празднования Пасхи. Пасха является переходящим праздником; в 2010 году она приходится на 4 апреля по новому стилю. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Основная часть поста - так называемая святая Четыредесятница - длится 40 дней. 40-дневный пост установлен Церковью в подражание посту, который выдержал Спаситель в пустыне после Своего крещения в водах Иордана. По окончании Четыредесятницы идут два праздника - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, а затем начинается Страстная неделя (седмица), предваряющая праздник Пасхи. Таким образом, Великий пост является самым длительным многодневным постом в Православной Церкви.
Подготовка к Великому посту ведётся уже за три недели до его начала. В храмах звучат великопостные песнопения. Каждый воскресный день (по церковнославянски воскресенье именуется "неделей") посвящён воспоминанию какого-либо события из Священного Писания. Воскресенье 24 января - неделя о мытаре и фарисее. Притча о смиренном мытаре (сборщике налогов) и гордом фарисее была рассказана Спасителем (Евангелие от Луки, гл. 18, стих 9- 14). Седмица (то есть неделя) с 25 по 31 января называется сплошной, так как среда и пятница не являются постными днями (напомним, что в течение всего года по средам и пятницам установлен пост; исключение - так называемые сплошные седмицы). 31 января - неделя о блудном сыне; притча о блудном сыне, промотавшем все свои средства и вернувшемся с покаянием к любящему отцу, также была рассказана Иисусом (Евангелие от Луки, гл. 15, стих 11- 32). С 1 по 7 февраля - последняя седмица, когда вкушаем мясо. Воскресенье 7 февраля поэтому называется "Неделей мясопустной"; в этот же день читаются фрагменты из Св. Писания, посвященные Страшному Суду. С 8 по 14 февраля - Масленица, или сырная седмица, которая также является сплошной, без постных дней; разрешается есть всё, кроме мяса. По традиции, на Масленицу проходят народные гуляния; принято всю неделю печь блины и приглашать гостей. Когда-то этот праздник был языческим (проводы зимы), но в миссионерских целях Церковь приурочила его к неделе перед Великим постом.
14 февраля - канун начала поста - называется Прощёным воскресеньем ("неделя сыропустная"). В этот день все православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы с чистой совестью подготовиться к Великому посту. В храмах на вечерне все молящиеся, священнослужители и миряне, становятся друг перед другом на колени и с лобзанием испрашивают прощения друг у друга. В это воскресенье вспоминается также изгнание Адама из рая.
Каждый воскресный день поста также посвящён какому-то событию. Например, 1-е воскресение поста (21 февраля) - неделя торжества Православия. В этот день вспоминаются деяния 7-го Вселенского собора (787-й год), догматически закрепившего иконопочитание; этому событию предшествовала ожесточенная борьба противников святых икон с православными. Праздник был установлен в 842-м году. 3-е воскресенье называется Крестопоклонной неделей; в этот день выносят для особого почитания Крест Господень. Ещё три воскресных дня посвящены памяти некоторых святых подвижников (2 е воскресение - память св. Григория Паламы, 4-е - прп. Иоанна Лествичника, 5-е - прп. Марии Египетской). Воскресенье за неделю до праздника Пасхи - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Великий пост по уставу является строгим: не вкушают мясные и молочные продукты, яйца; рыба разрешается только дважды: на праздник Благовещения* и на Вход Господень в Иерусалим. В среду и пятницу не едят растительного масла. Наиболее строго пост соблюдается в первую седмицу, а также в четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. Каждый христианин соблюдает пост, исходя из своих духовных и физических сил; благословение на послабление поста лучше испрашивать у священника. Беременные и кормящие матери не постятся. Нужно помнить, что пост - это не только ограничение в пище: поститься нужно и духом, а не только телом. Не благословляются во время поста различные увеселения; язык нужно удерживать от пустых слов, а ум - от дурных мыслей. По возможности, следует воздерживаться от супружеских отношений.

Дни поминовения усопших.
Накануне недели мясопустной отмечается так называемая Вселенская родительская (мясопустная) суббота - один из самых значимых дней поминовения усопших, наряду с Троицкой и Димитриевской субботами и Радоницей (в этом году - 6 февраля). Также поминают усопших во вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста.

* В этом году Благовещение (7 апреля) приходится на Светлую седмицу.
_________________
Православная христианка (РПЦ МП, Санкт-Петербургская епархия, Всеволожское благочиние).

""Чтобы наследовать Царствие Божие, недостаточно освободиться от греха, но нужно ещё и утвердиться в добродетелях. (Св. Иоанн Златоуст)"


Последний раз редактировалось: Мария Травкина (Пт Фев 19, 2010 3:23 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leos
Администратор


Зарегистрирован: 19.02.2007
Сообщения: 800
Откуда: Санкт-Петербург - Кронштадт - Ломоносов

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благословения Божьего Вам!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мария Травкина



Зарегистрирован: 29.05.2009
Сообщения: 260
Откуда: Ленинградская обл., п. Кузьмоловский

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"""""В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед
красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая
ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она
будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам
зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: "Кресту Твоему
поклоняемся, Владыко", и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое
Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится
мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная
молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.
Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо
готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо
очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то
особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь
- "такое, как душа расстается с телом". Они стерегут, чтобы ухватить душу, а
душа трепещет и плачет - "увы мне, окаянная я!" Так и в ифимонах теперь
читается.
- Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и
пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не
помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни...
по-мни!.. - поокивает он так славно.
В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест -
по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется
- постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до
самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в
коконы, и даже единственная картина, - "Красавица на пиру", - закрыта
простынею.
Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал:
"греховная и соблазнительная картинка!" Но отцу очень нравится - такой шик!
Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то -
"прянишниковская", как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит.
Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень
строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с
продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам,
но только страшно, Великий Пост: раскатишься - и сломаешь ногу. От
"масленицы" нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину
отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми
пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми
солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой
капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю
щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост.
Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут
варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох,
маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые
баранки,"кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные
орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный,
пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками
внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные
пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с
мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым
киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на
Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с
кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по
воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники", с
конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели
и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все
такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня
привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем
на "постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не
был... Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:
- Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А
Бог-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна - Б о г."""""""

""""".......В мастерской лежат на стружках, у самой печки, Петр Глухой и Антон
Кудрявый. Головы у них обложены листьями кислой капусты, -"от угара".
Плотники, сходившие в баню, отдыхают, починяют полушубки и армяки. У окошка
читает Горкин Евангелие, кричит на всю мастерскую, как дьячок. По складам
читает. Слушают молча и не курят: запрещено на весь пост, от Горкина; могут
идти на двор. Стряпуха, стараясь не шуметь и слушать, наминает в огромных
чашках мурцовку-тюрю. Крепко воняет редькой и капустой. Полупудовые ковриги дымящегося хлеба лежат горой. Стоят ведерки с квасом и с огурцами. Черные часики стучат скучно. Горкин читает-плачет:
- ..и вси... свя-тии... ангелы с Ним.
Поднимается шершавая голова Антона, глядит на меня мутными глазами,
глядит на ведро огурцов на лавке, прислушивается к напевному чтению святых
слов... - и тихим, просящим, жалобным голосом говорит стряпухе:
- Ох, кваску бы... огурчика бы...
А Горкин, качая пальцем, читает уже строго:
"Идите от Меня... в огонь вечный... уготованный диаволу и аггелам
его!.."
А часики, в тишине, - чи-чи-чи...
Я тихо сижу и слушаю....""""""""

"""""""......Я еду к ефимонам с Горкиным. Отец задержался дома, и Горкин будет за
старосту. Ключи от свечного ящика у него в кармане, и он все позванивает
ими: должно быть, ему приятно. Это первое мое стояние, и оттого мне немножко
страшно. То были службы, а теперь уж пойдут стояния. Горкин молчит и все
тяжело вздыхает, от грехов должно быть. Но какие же у него грехи? Он ведь
совсем святой-старенький и сухой, как и все святые. И еще плотник, а из
плотников много самых больших святых: и Сергий Преподобный был плотником, и
святой Иосиф. Это самое святое дело.
- Горкин,-спрашиваю его, - а почему стояния?
- Стоять надо,- говорит он, поокивая мягко, как и все владимирцы. -
Потому, как на Страшном Суду стоишь. И бойся! Потому - их-фимоиы.
Их-фимоны... А у нас называют - ефимоны, а Марьюшка-кухарка говорит
даже "филимоны", совсем смешно, будто выходит филин и лимоны. Но это грешно
так думать. Я спрашиваю у Горкина, а почему же филимоны, Марьюшка говорит?
- Один грех с тобой. Ну, какие тебе филимоны... Их-фимоны! Господне
слово от древних век. Стояние - покаяние со слезьми. Ско-рбе-ние... Стой и
шопчи: Боже, очисти мя, грешного! Господь тебя и очистит. И в землю
кланяйся. Потому, их-фимоны!..
Таинственные слова, священные. Что-то в них... Бог будто? Нравится мне
и "яко кадило пред Тобою", и "непщевати вины о гресех", - это я выучил в
молитвах. И еще - "жертва вечерняя", будто мы ужинаем в церкви, и с нами
Бог. И еще - радостные слова: "чаю Воскресения мертвых"! Недавно я думал,
что это там дают мертвым по воскресеньям чаю, и с булочками, как нам. Вот
глупый! И еще нравится новое слово "целому-дрие", - будто звон слышится?
Другие это слова, не наши: Божьи это слова.
Их-фимоны, стояние.. как будто та жизнь подходит, небесная, где уже не
мы, а души. Там - прабабушка Устинья, которая сорок лет не вкушала мяса и
день и ночь молилась с кожаным ремешком по священной книге. Там и
удивительные Мартын-плотник, и маляр Прокофий, которого хоронили на Крещенье
в такой мороз, что он не оттает до самого Страшного Суда. И умерший недавно
от скарлатины Васька, который на Рождестве Христа славил, и кривой сапожник
Зола, певший стишок про Ирода,-много-много. И все мы туда приставимся, даже
во всякий час! Потому и стояние, и ефимоны.
И кругом уже все - такое. Серое небо, скучное. Оно стало как будто
ниже, и все притихло: и дома стали ниже и притихли, и люди загрустили, идут,
наклонивши голову, все в грехах. Даже веселый снег, вчера еще так
хрустевший, вдруг почернел и мякнет, стал как толченые орехи, халва-халвой,-
совсем его развезло на площади. Будто и снег стал грешный. По-другому
каркают вороны, словно их что-то душит. Грехи душат? Вон, на березе за
забором, так изгибает шею, будто гусак клюется.
- Горкин, а вороны приставятся на Страшном Суде?
Он говорит - это неизвестно. А как же на картинке, где Страшный Суд?..
Там и звери, и птицы, и крокодилы, и разные киты-рыбы несут в зубах голых
человеков, а Господь сидит у золотых весов, со всеми ангелами, и зеленые
злые духи с вилами держат записи всех грехов. Эта картинка висит у Горкина
на стене с иконками.
- Пожалуй что и вся тварь воскреснет...-задумчиво говорит Горкин,-А за
что же судить! Она-тварь неразумная, с нее взятки гладки. А ты не думай про
глупости, не такое время, не помышляй......""""""""

И. С. Шмелёв. Фрагменты из повести "Лето Господне".
_________________
Православная христианка (РПЦ МП, Санкт-Петербургская епархия, Всеволожское благочиние).

""Чтобы наследовать Царствие Божие, недостаточно освободиться от греха, но нужно ещё и утвердиться в добродетелях. (Св. Иоанн Златоуст)"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум Баптисты Петербурга -> Моя жизнь во Христе Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования